×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 29.ru
Ђ«елЄна€ книгаї: легко и по-доброму о серьЄзных проблемах, главный претендент на ќскар

ƒрама, комеди€, биографи€, —Ўј, 2018
–ежиссЄр: ѕитер ‘аррелли
¬ рол€х: ¬игго ћортенсен, ћахершала јли, Ћинда  арделлинин, —ебасть€н ћанискалко, ƒимитар ћаринов

Ђ«елЄна€ книгаї (негра-автомобилиста) Ч это выпускавшийс€ ранее ежегодный справочник дл€ путешествий темнокожих американцев по югу —Ўј, где в шестидес€тые годы прошлого века процветали махровый расизм и жЄстка€ расова€ сегрегаци€. » это издание становитс€ незаменимым помощником италь€нцу-вышибале из –од-јйленда “они Ѕолтуну ¬аллелонгу (¬игго ћортенсен), когда он соглашаетс€ стать шофЄром талантливого музыканта ƒона Ўирли (ћахершала јли) во врем€ турне по недружелюбным штатам. ƒа и сам водитель до поездки симпатий к, как он сам называет, Ђбаклажанамї не питал. Ќо предложенные деньги перевесили предрассудки.

Ќа экраны российских кинотеатров наконец-то вышла эта road-movie (дорожна€ истори€). ѕо сути, это перва€, хоть и с элементами комедии, но драма, которую сн€л ѕитер ‘аррелли (Ђ“упой и ещЄ тупееї, Ђя, снова € и »ренї, Ђћуви 43ї). » эта картина вышла у него доброй, чуткой, смешной и в то же врем€ серьЄзной.  роме того, она совсем не только о расизме, а ещЄ и о том, как культура, искусство способны сближать абсолютно разных людей. ¬ какой-то мере это произведение схоже по посылу с картиной Ђ1+1ї и не уступает ему. ј сам ‘аррелли за€вл€л, что у него не было цели сделать фильм про проблему темнокожих американцев, он просто хотел сн€ть картину по клЄвой истории. » это у него однозначно получилось.

ќба актЄра, сыгравшие основные роли, номинированы на ќскар, но перед съЄмками ¬игго ћортенсен сомневалс€, стоит ли ему участвовать в этом проекте. ќсновным доводом было то, что он даже не италь€нец (американец датского происхождени€). ј ‘аррелли, известный своим нестандартным подходом к актЄрскому касту, насто€л и не прогадал. ћортенсен настолько классно сыграл разбитного, неотЄсанного “они Ѕолтуна, что рассмотреть в этом персонаже актЄра, который когда-то играл јрагорна во Ђ¬ластелине колецї и другие роли, невозможно. ѕопадание в образ абсолютное, это оценили даже родственники насто€щего ¬аллелонга.

“они нав€зчив, посто€нно жуЄт и курит, у него отвратительным манеры, но при этом он очень чуток, понимает природу людей. Ётот италь€нец не стесн€етс€ пустить в ход кулаки, но в нЄм нет жестокости, а есть чувство справедливости.  роме того, Ѕолтун Ч хороший семь€нин, очень трепетно относитс€ к своей супруге и дет€м.

ƒон Ўирли Ч человек совсем другого склада. Ёто талантливейший музыкант своей эпохи, он живЄт над Ђ арнеги-холломї, а каждое его выступление неизменно заканчиваетс€ оваци€ми. ќн утончЄнен, образован, но безумно одинок. —ам ƒон за€вл€ет, что белые его не принимают, а чЄрные отвергли. ≈го решение поехать на юг Ч это вызов, стремление что-то изменить в лицемерном обществе, которое пускает темнокожего музыканта в дом, но не в туалет, позвол€ет играть дл€ гостей ресторана, но не есть в нЄм. » в течение фильма этот герой мен€етс€, прогрессирует даже сильнее Ѕолтуна. Ќу и ћахершала јли заслуженно идЄт за вторым после ЂЋунного светаї ќскаром. ” этого безусловно талантливого актЄра в последние годы карьера в гору понеслась галопом.

Ђ«елЄна€ книгаї Ч это биографическа€ картина, оба главных геро€ существовали в реальной жизни и действительно ездили с концертами туда, где проблема межрасовых отношений остро стоит до сих пор. ј к созданию сценари€ приложил руку сын “они Ќик ¬аллелонга, за что уже был вместе с ‘аррелли удостоен Ђ«олотого глобусаї, претендуют они также на ќскар за лучший оригинальный сценарий.  роме того, реальные родственники Ѕолтуна, не €вл€€сь профессиональными актЄрами, сыграли его семью в фильме. » эти сцены застоль€ удались на славу.

ќтдельных похвал заслуживает атмосфера старой јмерики, которую передал ѕитер ‘аррелли. Ёти раритетные автомобили, обстановка в кабаках и клубе Ђ опакабанаї, пасторальные пейзажи страны, огромное внимание к детал€м. ¬сЄ сделано очень дотошно и осмысленно, чтобы зритель сам мог почувствовать себ€ в том времени и тех обсто€тельствах. », разумеетс€, музыка в фильме на высочайшем уровне. ј разве могло быть иначе в фильме о гениальном исполнителе? » даже здесь режиссЄр постаралс€ на славу, противопоставл€€ главных героев, использу€ к тому же парадокс Ч италь€нец в ЂчЄрнойї музыке разбираетс€ гораздо лучше, ему есть, что рассказать своему попутчику, который т€готеет к классике.

ќднако не обошлось и без критики. –одственники ƒона Ўирли за€вили, что он был вовсе не таким, как показано в фильме. ј саму Ђ«елЄную книгуї называют излишне прилизанной и нечестной лентой о проблеме расизма, поскольку всЄ обсто€ло гораздо жЄстче, афроамериканцам было на пор€док т€желее, чем показал ‘аррелли. — другой же стороны, режиссЄра обвин€ют в конъюнктурщине, использовании трендов ради наград. якобы фильмы, где поднимаютс€ темы расизма, гомосексуальных отношений (есть они и в Ђ«елЄной книгеї, но вскользь) имеют гораздо больше шансов на главный приз академии кинокритиков. ј иначе быть скандалу, политкорректность же. Ќо верить в такой цинизм ‘аррелли как минимум не хочетс€. ƒа и сам он художник, а не хладнокровный и расчЄтливый делец.

 акие бы цели ни ставили создатели фильма, Ђ«елЄна€ книгаї вышла великолепной. Ёто картина, которую хочетс€ пересматривать, она оставл€ет исключительно при€тные эмоции. » по прогнозам кинокритиков, должна быть по достоинству оценена на предсто€щей премии Ђќскарї.

Ѕлагодарим за сотрудничество  –  Ђћегаполисї

јнтон Ѕалахнин, специально дл€ afisha.29.ru
ѕросмотров: 32587